Главная страница | Наша продукция | Статьи, переводы | Рупор общественности | О нас
Оглавление | Начало | Предыдущая страница | Следующая страница | Конец
Реклама на сайте. 
Таскаева С.Ю. Текст дипломной работы опубликован в рамках программы "Поиск в FIDO".

Творчество Дж.Р.Р.Толкина и английский модернизм

(Дипломная работа, защищенная на филфаке МГУ в 1997 году)

Заключение.

Отталкиваясь от реализма, и Толкин и модернисты искали новый метод, способный отразить все противоречия современной им жизни. Одним из направлений поиска стало их обращение к традиции Льюиса Кэррола, что получило выражение в интересе к словесной игре, в свободе в обращении со словом.

Видение мира, присущее и Толкину, и модернистам, можно определить как восприятие двух реальностей, двух планов бытия бытового, обыденного, приземленного и духовного. И Толкин, и модернисты стремятся воспринимать обе эти реальности в целостности, в единстве. Соответственно, целью художественного произведения становится объединение обеих реальностей, или, по крайней мере, стремление к такому пониманию мира.

Наиболее подходящим художественным методом для выражения подобного видения мира является для Толкина и модернистов мифологический или символический метод, который освобождает авторов от необходимости следовать привычным условностям и дает возможность отразить всю сложность и противоречивость картины современного им мира. В связи с этим возрастает роль мифа как определенной схемы, по которой строится повествование, возникают образы, связанные с изначальными психическими представлениями. Миф, таким образом, используется для художественного упорядочения мира. В созданном с помощью мифа художественном мире, несмотря на его видимую неустроенность и царящую у нем анархию, возможно, тем не менее, постижение этической устроенности именно как следствие его эстетической упорядоченности.

Мир созданного таким образом художественного произведения предстает как замкнутый, цельный, имеющий собственные законы, установленные автором, принимающим на себя роль демиурга этого мира (со-ревнователя или со-творца Бога). Следовательно, изнутри этого мира возможно постигнуть законы и смысл данного мира. Такое понимание достигается в особые моменты, изъятые из потока реального времени и связанные с пониманием сути мира через понимание природы или души какого-то отдельного объекта. Переживание, будучи по своей природе связанным с эстетикой, оказывается в художественном мире выразителем правды, истины данного мира, а потому скрыто или явно несет в себе этическую установку.

Такое видение мира и художественного произведения находит формальное выражение в романе, который, с точки зрения модернистов и Толкина, способен передать наиболее адекватно новое отношение к миру. Роман, не теряя своих жанровых особенностей, ассимилирует и черты старых эпических жанров, мирясь даже с присутствием тех признаков эпоса, которые наиболее выразительно подчеркивают разницу романа и эпоса. Именно роман из всех жанров оказывается наиболее пригодным для отражения всей сложности, всех взаимосвязей созданного автором мира. Для этого используется способ ведения сюжетных линий, в корне отличный от использовавшегося в традиционном романе: переплетение сюжетных линий, показ одновременно происходящих событий помогает со всей полнотой ощутить многообразие и пестроту созданного мира.

Концепция двух реальностей находит выражение на уровне проблематики: внутри художественного мира существует некая глобальная оппозиция, реализующаяся в противопоставлении Природы и Цивилизации, а также в ошущении необходимости традиции. Эта оппозиция определяет также систему персонажей и отдельные типы героев.

Кроме того, концепция двух реальностей влияет на символику произведений: символы не просто несут в себе нечто от "плана содержания", они оказываются способными быть отражениями некоторых принципов формы.

Описанные выше черты сходства творчества Толкина и модернистов образуют некую систему, черты которой возможно выделить. Форма и содержание в их произведениях оказываются связанными более тесно, чем в традиционных реалистических произведениях. К примеру, у Толкина в "Сильмариллионе" идеи, определяющие основной этический конфликт, оказываются воплощены в персонажей в самом прямом смысле этого слова: это демиурги мира, воплощенные и одушевленные идеи, мысли бога-творца. "Эпифания" функционирует не только как определенный эпизод, отрывок текста, она на уровне формы определяет сюжет и концовку произведения, а на уровне содержания воплощается в определенную систему символов. Имеет место, таким образом, параллельная организация различных уровней литературного произведения изоморфизм содержательных и формальных пластов вещи.

Более того, само произведение искусства в реальном мире зачастую берет на себя функции эпифании автор способен воспринимать свой труд как нечто, способное влиять на реальность данного мира вполне определенным образом (Толкин, и, как ни странно, Джойс).

Выделение общих черт творчества модернистов и Толкина может способствовать более полному видению и пониманию модернизма как типа культуры, порожденного ХХ веком. Выделенные черты могут помочь увидеть модернизм как глобальное явление потому что, к примеру, некоторые особенности, выделенные как свойственные творчеству Толкина и модернистов, оказываются присущими творчеству не только английских, но и русских литераторов, причем таких разных, как В.Набоков и Г.Газданов, с одной стороны, и С.Есенин и новокрестьянские поэты с другой. Творчество же Джона Рональда Руэла Толкина может рассматриваться как тесно связанное с развитием литературы ХХ века, находящееся не на обочине, но в основном потоке литературы нашего столетия.


Оглавление | Начало | Предыдущая страница | Следующая страница | Конец