К вопросу о восприятии творчества Дж. Р. Р. Толкина псевдопатриотическими организациями и движениями
Текст статьи подготовлен при участии членов команды "Эстэль" (Барковский Ю., Белов И., Винoxoдов Д., Егоров А., Иванова А., Кинн Е., Кучерявый С., Немировский Б., Некрасова Н., Попов В., Привалова Т., Рощин Д.), но не обязательно отражает мнение каждого из них.Творчество Джона Рональда Руэла Толкина породило широкий социальный резонанс не только в англоязычном мире, но также в прочих странах, и, в частности, в России. Философия и моральная основа его книг настолько глубоки, что неизбежно порождают у вдумчивого читателя не только широкую гамму кратковременных переживаний, но и накладывают неизбежный отпечаток на его художественный вкус и мировоззрение, духовно обогащают его, дают определенные нравственные ориентиры и, тем самым, способствуют осознанию истинного места человека в мире.
Известно, что многие книги подобного рода вызывают негативную реакцию у организаций, стремящихся к определенного рода перекройке сознания людей и к контролю над ними. Любые стороны литературного произведения, не вписывающиеся в проповедуемую этими организациями систему взглядов, воспринимаются и истолковываются ими, как нечто крайне враждебное и не имеющее права на существование. Судьба множества книг, составляющих ныне золотой фонд мировой культуры, в фашистской Германии, в Советском Союзе и других странах с тоталитарными режимами хорошо известна. К сожалению, не стали исключением и книги Дж. Р. Р. Толкина. Известно, что книга "Хоббит" в период правления Гитлера так и не была издана в Германии. Произошло это вследствие достаточно резкого ответа Толкина издателям, которые попросили его предъявить доказательства его арийского происхождения. В СССР переводчица Зинаида Бобырь была вынуждена до неузнаваемости изменить текст "Властелина Колец", чтобы иметь хоть тень надежды опубликовать ее. Увы, надежды ее в 1960-х годах так и не сбылись.
Казалось бы, ныне мы живем в свободной и демократической стране, и теперь эти факты - далекое прошлое. Однако, как сказал начальник Тайной Канцелярии, пыточных дел мастер Андрей Иванович Ушаков, "слово миновало, но дело осталось... вы, люди, ждите!", или, иначе говоря, "цирк уехал, а клоуны остались". 27 февраля 1999 некто Александр Музафаров, называющий себя руководителем "Группы стратегических исследований 'Китоврас'", на электронном форуме о. Андрея Кураева в сети Internet обвинил Дж. Р. Р. Толкина в том, что он имел гностическое, враждебное христианству, мировоззрение. Толкинисты же были обвинены в том, что они скатываются к неоязычеству и сатанизму, а также целенаправленно насаждают "определенного рода ценности и ритуалы". Последнее обвинение было выдвинуто на основании некоего исследования, которое ГСИ "Китоврас", якобы, провела.
В результате поиска информации о ГСИ "Китоврас" было выяснено, что эта группа представляет собой молодежную организацию монархического толка, декларирующую радикальный патриотизм, приверженность православию и негативно относящуюся ко всем иноземным влияниям на российскую культуру. Особое прискорбие вызывает тот факт, что среди членов ГСИ "Китоврас" находятся люди, которые, казалось бы, должны иметь хорошее образование, научный склад ума и логическое мышление (двое из них - А. Музафаров и А. Свиблов - обучаются в аспирантуре на философском факультете МГУ). Увы, их манера ведения дискуссии, используемая ими терминология, а также элементарная грамотность в вопросах правописания оставляют желать много лучшего.
Безусловно, придавать какое-либо особое значение частному мнению отдельных малообразованных представителей нашего общества относительно творчества Дж. Р. Р. Толкина было бы неверно. Однако, будучи высказаны в средствах массовой информации, да еще на таком уважаемом электронном форуме, как форум о. Андрея Кураева, подобные злобные клеветнические обвинения могут дезинформировать тех людей, которые по тем или иным причинам не имели возможности подробно ознакомиться с творческим наследием одного из наиболее выдающихся английских писателей XX века, и внушить им искаженное мнение о феномене Толкина, а также о тех, кто неравнодушно относится к его книгам. Развернувшаяся на форуме дискуссия является свидетельством этому. Многие ее участники, если и не придерживались крайних взглядов, проповедуемых ГСИ "Китоврас", то во многом разделяли их. Кроме того, публичное поношение толкинистов в российских СМИ уже давно стало недоброй традицией и, по ряду причин, далеко не всегда получает достойный ответ. Вследствие этих предпосылок, 11 декабря 1999 г. г-ну Музафарову и ГСИ "Китоврас" был направлен открытый вызов на публичный диспут, дабы они могли "с фактами и текстами в руках доказать свое мнение". Вызов был составлен Е. Кинн, ею же для ведения диспута была организована команда из нескольких человек, получившая наименование "Эстэль". ГСИ "Китоврас" ответила на вызов и в сети Internet был выделен отдельный сайт для его ведения.
В ходе диспута ГСИ "Китоврас" конкретизировала и значительно усугибила свои обвинения против Дж. Р. Р. Толкина и толкинистов. Теперь уже эта группа открыто утверждала, что Дж. Р. Р. Толкин создал некое гностическое, жизнеотрицающее, антихристианское лжеучение, а книги его "содержат прямую пропаганду ценностей западного мира под видом так называемых 'общечеловеческих ценностей'". Обоснования, которые ГСИ "Китоврас" попыталась положить в основу этих обвинений, у трезво мыслящего человека могут вызвать лишь недоумение. Проведенный ими "анализ" книг Дж. Р. Р. Толкина и сравнение их с текстами Священного Писания свидетельствуют лишь о глубоком невежестве этих горе-исследователей, как в вопросах толкинистики, так и в православном богословии. Это было ясно показано в письмах команды "Эстэль" и в отдельном письме Павла Федорова, глубокие познания которого сыграли в ходе диспута немаловажную роль. В этих посланиях, помимо этого, была показана истинная связь произведений Дж. Р. Р. Толкина и его мировоззрения с христианским вероучением.
Толкинистов же теперь ГСИ "Китоврас", опираясь на некие загадочные материалы своего, якобы проведенного, социологического исследования, обвинила в том, что они под руководством некоего "неявного центра" активно затягивают в свою среду молодежь, проповедуют неоязычество, оккультизм, магию и сатанизм, проводят языческие и сатанинские обряды, воспитывают в людях откровенно антигосударственные и компрадорские настроения.
Издание книг Дж. Р. Р. Толкина в России ГСИ "Китоврас" расценили, как одну из форм идеологической войны Запада против России, утверждая при этом (впрочем, совершенно бездоказательно), что все издания книг Толкина в России до 1997 г. были осуществлены совместными издательствами, либо при финансовой поддержке неких западных фондов.
Более того, в результате диспута было выяснено, что члены ГСИ "Китоврас" даже не понимают разницы между понятиями "толкинистика" и "ролевое движение". Много еще разнообразных нелепиц нагородили члены ГСИ "Китоврас" в процессе диспута. Перечисление всех из них заняло бы очень много времени. Поэтому всех интересующихся мы отсылаем к материалам диспута.
В ответ на неоднократные просьбы команды "Эстэль" ознакомить общественность с материалами своего социологического исследования, дабы подкрепить свои обвинения фактами, ГСИ "Китоврас" заявила, что эти материалы очень объемны и привести их они не могут по техническим причинам, кроме того, эти материалы были "частично уничтожены", хотя "кое-что и осталось". После просьбы огласить хотя бы то, что осталось, ГСИ "Китоврас" вновь не стали этого делать, зато привели результаты какого-то опроса, проведенного в январе 2000 г. на скорую руку и который был ими обозначен загадочным термином "пилотажный". Опрос этот, по словам наших оппонентов, имел целью "предварительное исследование". Уже самое поверхностное рассмотрение результатов этого исследования говорит не только о незнакомстве лиц, проводивших его, с социологией, но даже с методами статистической обработки информации.
Не имея, по всей видимости, возможности аргументировать свои обвинения, наши оппоненты встали на путь затягивания диспута. Причины для этого затягивания ими приводились самые разные: их машины-де подверглись атаке неких сетевых хулиганов и они потеряли доступ в Internet, какие-то толкинисты угрожают им расправой, они ожидают ответа от своих консультантов, уже вот-вот готовят свой ответ, но никак не успевают и т. д. В конце концов, в ответе на письмо Павла Федорова, они были вынуждены заявить, что "обещают более не считать книг Толкиена гностическими, а считать их по меньшей мере, околохристианскими". И, наконец, после очередной просьбы представить материалы по своему социологическому исследованию, ГСИ "Китоврас" заявила о прекращении диспута в одностороннем порядке. Была названа и причина: некий старец рекомендовал ГСИ "Китоврас" временно прекратить участие в диспуте, указав, что, дескать, сердцем они правы, но доказать свою правоту не могут вследствие недостатка богословских знаний. Примечательно, что эту рекомендацию наши оппоненты сочли возможным истолковать, как прямой запрет церковной власти на продолжение диспута. В своем финальном письме, опубликованном на собственной странице ГСИ "Китоврас", наши оппоненты заявили, что считают диспут оконченным, но побежденными себя не считают. Тем не менее, результаты диспута говорят об обратном: ГСИ "Китоврас" выдвинула против Дж. Р. Р. Толкина и против толкинистов ряд конкретных обвинений и приняла на себя обязательство доказать их в процессе публичного диспута. Ни одно из обвинений не было не только доказано, но даже подкреплено хоть сколь-нибудь весомыми аргументами. При этом, наши оппоненты признали диспут завершенным. Отсюда следует неумолимый вывод: ГСИ "Китоврас" потерпела в диспуте полное поражение, все заявленные обвинения являются профанацией, сделанные оппонентами выводы сфальсифицированы, а "разработанные" ими рекомендации представляют собой ни на чем не основанные измышления, которые при их внедрении в практику могут привести к непредсказуемым последствиям.
С полным собранием материалов диспута все желающие могут ознакомиться по вышеприведенному адресу. Помимо этого, командой "Эстэль" подготовлен подробный отчет о проведенном диспуте. С ним можно ознакомиться здесь.
Нам хочется надеяться, что поражение ГСИ "Китоврас" в диспуте послужит хорошим уроком как людям, входящим в эту группу, так и всем прочим воинствующим дилетантам, стремящимся составить себе политический капитал за счет клеветы, возводимой на произведения Дж. Р. Р. Толкина и на тех людей, которые неравнодушно относятся к его творчеству. Считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что победа в диспуте над ГСИ "Китоврас" не была для команды "Эстэль" самоцелью. Мы не старались переубедить дилетантов-фанатиков. Основными задачами нашей команды являлись демонстрация широкой общественности всей нелепости поспешных и ни на чем не основанных умозаключений о Дж. Р. Р. Толкине и толкинистах, которые зачастую появляются в различных СМИ, а также раскрытие истинной сути произведений Дж. Р. Р. Толкина и их взаимосвязи с христианством.